Главная » 2012 » Февраль » 25 » Пока не пропал "олимпийский синдром" строим космодром
06:00
Пока не пропал "олимпийский синдром" строим космодром

Не успели отгреметь страсти вокруг стоимости для российских граждан Олимпиады, как чиновники поспешили предложить новый мегапроект. И не беда, что сочинские объекты потребуют еще немало средств на поддержание и перепрофилирование, а компании, принявшие участие в их строительстве, уже просят от государства рассрочки по кредитам. Госслужащих это не волнует: теперь стране нужен новый «прорывной» проект, заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. По его словам, отныне ключевой идеей является космодром Восточный. «К концу 2015 года отсюда должны стартовать «Союз-2», и никаких отмазок мы слышать не собираемся», – сообщил вице-премьер на совещании в Амурской области.

Но дело даже не в строительстве космодрома, о котором говорили более 15 лет, пока не был принят указ президента РФ «О космодроме Восточный». С 2007 по 2011 годы шли согласования между ведомствами, сейчас строительство уже идет, однако отстает от графика, чем и был недоволен вице-премьер. По словам Дмитрия Рогозина, нужно думать «не только о возведении стартовых столов, но и нового города – Циолковского».

Циолковский с самого начала позиционируют как город-сад и город научно-технической интеллигенции. Но на сегодняшний день это лишь 33 пятиэтажки, доставшиеся «Роскосмосу» после расформирования государственного испытательного космодрома Минобороны Свободный. Создать нормальные условия для работников космодрома, конечно, надо, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Тем более это важно для Дальнего Востока, откуда продолжается отток населения, потому что там не все хорошо с условиями проживания.

«Примечательно же в ситуации с городом Циолковским, на мой взгляд, – говорит эксперт, – что, упомянув про Олимпиаду в связи со строительством космодрома, Рогозин фактически признал, что сегодня в стране более одной крупной стройки государство вести не в состоянии. И не потому, что не хватает ресурсов, техники или людей (хотя на большой стройке всегда чего-то не хватает), а потому, что реализация крупных проектов в России ведется в ручном режиме с обязательным участием главы государства. Путин лично контролировал стройку в Сочи, и там всё успели. Стройку к саммиту АТЭС контролировали недостаточно жестко, и там всё провалили. Это говорит прежде всего о неэффективности системы государственного управления. Даже чиновник в ранге вице-премьера не может без президента ничего сделать».

Расходы на строительство космодрома Восточный целесообразны, полагает аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов, так как его основными задачами станут уменьшение нагрузки на казахстанский Байконур, экономия на его аренде, а также снижение рисков, связанных с блокированием запусков ракет. После строительства Восточного «Роскосмос» рассчитывает нарастить количество международных космических и коммерческих программ, а также для запуска именно тяжелых ракетоносителей, таких как «Ангара» или «Протон-М». Для независимой космической деятельности, а также сохранения лидирующего места в мире по числу запусков России нужен новый город-космодром, которым станет Восточный. Новый космодром находится на территории РФ, и за него не придется платить аренду, как за Байконур. Кроме этого, возможно выполнение коммерческих запусков для стран АТР, таких как Китай и Япония. Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то город и космодром Восточный сможет приносить «Роскосмосу» доходы от запусков тяжелых ракетоносителей. Например, стоимость одного запуска «Протон-М» составляет около 100 миллионов долларов, или 3,5 миллиарда рублей, при этом данная ракета может выводить до 22 тонн груза на опорную орбиту высотой в 200 км.

В целом космическая отрасль на данный момент является трудноокупаемой и, скорее всего, будет требовать постоянных затрат со стороны государства, полагает Игорь Арнаутов. Однако создание научных центров необходимо для развития инновационного сектора, и в данном случае развитие космической отрасли создаст определенный рынок, куда можно будет привлекать в том числе и частные инвестиции. Это стимулирует развитие сектора высоких технологий и телекоммуникаций, в том числе и гражданского применения.

И все же сегодня трудно оценивать масштабы и важность проекта, поскольку информации о нем еще слишком мало, говорит советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. Видимо, более срочные проекты вроде «Сколково» и зимней Олимпиады требовали большего внимания для создания достаточной научной базы новых городов, повышения имиджа страны в международных проектах. Больше всего запусков космических ракет сейчас производит Россия, практически каждый четвертый старт – это Байконур или Плесецк. При этом мы выводим на орбиту преимущественно «чужие» космические станции и спутники. Это вполне может быть приоритетной областью деятельности для России, к тому же не связанной с добычей и продажей природных ресурсов.

Но ничего невозможного в этой идее нет, если действительно стоит цель за относительно короткий срок достичь высоких результатов в космической сфере и если на это будут выделяться достаточные ресурсы (не только денежные, но и образовательные, административные и другие), полагает эксперт проекта «Общественная дума» Алексей Борисов. Но сейчас придется найти выход из достаточно непростой ситуации: пока нет достаточно хорошей инфраструктуры, не хватает элементарного жилья, то нет и возможности привлекать значительные трудовые ресурсы. А люди не едут, поскольку негде жить. Разорвать этот замкнутый круг помогут активный рост строительства, привлекательные жилищные программы для тех, кто захочет поселиться в новых городах. Это, конечно же, потребует серьезных расходов со стороны государственного бюджета. Уровень безработицы в близлежащей Амурской области позволяет привлечь дополнительно до 10 000 человек, и примерно столько же незанятых россиян проживают в Хабаровской области. Но не все эти люди согласятся на переезд в новые города.

Прошлым летом глава Минвостокразвития, дальневосточный полпред президента Виктор Ишаев посетил стройплощадку будущего космодрома Восточный. Тогда он жаловался ровно на те же проблемы, что и Рогозин: отставание от сроков строительства, ненадлежащее состояние объектов после их перевода с баланса Минобороны и проблему кадров. «Остается решить проблему подготовки кадров. К сожалению, до сих пор нет проекта строительства нового города – Циолковского. В нем будут проживать 80 000 человек. Сегодня мы подняли вопрос необходимости включения в смету затрат на восстановление областных дорог, которые пришли в негодность в результате эксплуатации большегрузных автомобилей. Проблем много, но они решаемы. Для этого мы и приезжаем сюда, чтобы за один стол посадить руководителей, которые порой не видятся друг с другом», – отмечал тогда полпред.

И, судя по вчерашним словам вице-премьера, за более чем полгода изменилось мало что. Начальник ФГУ «Спецстройтехнологии» при «Спецстрое России» Сергей Макаров уточнил, что на Восточном сейчас работают 5200-5300 человек, к третьему кварталу текущего года здесь планируется задействовать 8000 человек. Его слова можно трактовать и так, что для успешного завершения строительства в установленные строки надо привлечь дополнительно еще около 7000 человек.

«Независимые эксперты утверждают, что количество рабочих на космодроме Восточный нужно увеличивать кратно, минимум до 15 000 человек, – заявил Дмитрий Рогозин. – Значит, «Спецстрой» должен на специальные объекты ставить своих людей, а на гражданские берите тех, кто был задействован на стройках АТЭС, в Сочи, перебрасывайте их. Пять тысяч человек всего работают на космодроме! У нас что, в стране нет людей?!»

Люди, может, и есть. Вопрос в ресурсах – на это нужны деньги, и немалые, а после сочинской стройки найти их будет не так уж просто. Потянет ли страна новый мегапроект в условиях если не кризиса, то как минимум стагнации – большой вопрос. Еще один вопрос – насколько нужен нам после Олимпиады такой проект?..

Источник: km.ru
Просмотров: 421 | Добавил: quidimedu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0